В Нью-Йорке два "очага" расположения небоскребов: южная оконечность Манхэттана, Даунтаун, который является деловым центром города и всех США, и район 40-50 улиц, примыкающий к южной оконечности Центрального парка. Остальной Манхэттен и весь Нью-Йорк заполнен просто высокими домами.
Существуют разные мнения, что называть небоскребом. Когда-то отсчет велся по высоте 100 метров. Сейчас большинство классификаций начинают считать со 150. Кроме того бывают сверхвысокие (выше 300 м) и мегавысокие (свыше 600 м) небоскребы. Впрочем и эту классификацию, похоже скоро придется пересмотреть: самое высокое на сегодняшний день здание в мире (Бурдж-Халифа, Дубай) вознеслось выше отметки 1 км, рассматриваются проекты 2 и даже 4 километровых небоскребов.
Долгое время строительство высотных зданий сдерживало не столько несовершенство конструкций, сколько отсутствие лифтов: выше шестого этажа пешочком не так легко забраться. С появлением лифтов, сначала гидравлических, потом электрических, количество этаже в домах стало быстро увеличиваться.
Еще более решительно дома устремились ввысь после того, как в основе конструкции стали использовать стальной каркас, - сталь в десятки раз прочнее бетона и камня. Кстати сказать, именно этот каркас стал причиной столь чудовищных разрушений во время теракта 11 сентября 2001 г.: стальные тросы, проходящие снизу вверх через оба здания, деформировались от высокой температуры, вызванной пожаром, и вызвали обрушение "близнецов". Если бы не это, катастрофа могла бы быть не такой масштабной.
Гонка небоскребов
Знаменитая гонка небоскребов 30 годов XX века связана с именами Крэга Северанса и ван Элена. Два эти архитектора долгое время были партнерами, но потом разошлись и рассорились. Почти одновременно они получили заказы на строительство домов, которые могли стать самыми высокими не только в Нью-Йорке, но и во всем мире. Самым высоким к тому времени было Вулворт-билдинг (57 этажей, 241 м), построенное еще до Первой мировой войны, в 1913 г. Новая планка стояла на уровне 70 этажей.
Северанс был в курсе планов ван Элена и, уже начав строительство, изменил проект своего здания по адресу Уолл-стрит 40 (сейчас известное под именем нынешнего владельца как Трамп-билдинг - 282,5 м, 70 этажей), так чтобы оно стало всего на 2 фута (60 см) выше здания конкурента. Но лишь считанные дни Северенсу довелось пользоваться славой строителя самого высокого небоскреба: оказалось, что ван Элен был готов к интригам бывшего партнера, и внутри его башни тайно собирался 38-метровый шпиль, который был водружен на крыше и сделал его здание, заказчиком которого выступал Крайслер, самым высоким зданием мира (320 м., 77 этажей).
Однако создателям и владельцам Крайслер-билдинг недолго довелось греться в лучах мировой архитектурной славы. Всего через одиннадцать месяцев было завершено строительство небоскреба Эмпайр-Стэйт-Билдинг (443,2 м, 103 этажа, строили по 4 этажа в неделю), который надолго, вплоть до 1970-х годов, стал самым высоким зданием Нью-Йорка и мира. Наверху Эмпайр-Стэйт-Билдинг размещена очень популярная среди туристов смотровая площадка, с которой октрывается захватывающий вид на город. Но по мнению большинства ньюйоркцев смотреть на город сверху лучше со смотровой площадки Рокфеллеровского центра: этажей меньше, но виды лучше, нет такой утомительной очереди и заметно дешевле входной билет.
А в 1973 года звание самого высокого небоскреба перешло к башням-близнецам Всемирного торгового центра (526 м с антенной, 110 этажей), тем самым, которые спустя почти сорок лет были разрушены в результате теракта 11 сентября 2001 года. Вплоть до своего разрушения башни оставались самыми высокими зданиями Нью-Йорка, хотя в мире очень скоро появились строения и повыше. Башни Торгового центра не стали восстанавливать после теракта, на их месте сооружен очень величественный и трогательный мемориал, но рядом построили здание Всемирного Торгового центра 1, который и является в настоящее время самым высоким небоскребом Нью-Йорка.
Когда-то небоскребы были чисто американским атрибутом, Нью-Йоркским и Чикагским. В настоящее время центр небоскребостроения переместился на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. А самое большое количество небоскребов в мире (более 1000 против 677 американских) построено в Китае.
И Советская Россия пыталась принимать участие в мировой гонке высотных зданий: в 1937 году на месте разрушенного Храма Христа Спасителя был заложен Дворец Советов, который должен был вознестись на рекордные на тот момент 495 метров. Но здание так и не было достроено - из-за начавшейся войны и последовавших за ней трудностей восстановления народного хозяйства. Вместо этого было возведено семь Сталинских высоток, самая большая из которых, МГУ, имеет высоту 240 метров, что и по теперешним временам весьма и весьма достойный результат.
Между прочим, такое образное и "вкусное" русское слово "небоскреб" является абсолютной калькой с английского "skyscraper". Но в ранние советские времена в обиходе пытались ввести другое слово, тоже вполне русское и образное - тучерез. Но оно так и не прижилось. А построй большевики Дворец Советов, глядишь и это слово обогатило бы мировую лексику - вспомним "спутник". Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
И вообще, как оказалось, небоскребы - это не наш путь. С чем лично я - совершенно согласен. Зачем нам так навязчиво стремиться вверх, если у нас вокруг бескрайние пространства? Здания должны быть соразмерны человеку и не должны его подавлять.
Короче, нам "такой хоккей" не нужен. Но посмотреть на американские высотные чудеса без сомнения стоит.
Павел Верещагин